Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУМолодежный ПарламентПротиводействие коррупцииНовостиПостановления ДумыЗаседания Совета ДумыТелефонный справочник



              

Заседания




Деятельность Думы автономного округа по законодательному регулированию экономических, финансовых, бюджетных и налоговых правоотношений

Законодательную деятельность Думы автономного округа в данной области можно подразделить на три основных блока: бюджетные правоотношения, экономика и финансы, налоговое законодательство автономного округа.
 
Что касается законодательного регулирования бюджетных правоотношений, то необходимо отметить, что основополагающим нормативно-правовым актом автономного округа в этой сфере до последнего времени являлся Закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ханты-Мансийском автономном округе". Он закреплял единый порядок осуществления бюджетных правоотношений в автономном округе задолго до принятия Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Данный закон регулировал бюджетный процесс.
 
С введением в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации отдельные положения Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ханты-Мансийском автономном округе" нуждались в изменении. Думой принято решение приостановить действие настоящего закона до приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства.
 
Ежегодно Думой автономного округа рассматривается проект бюджета автономного округа на очередной финансовый год. Утверждаются отчеты по исполнению бюджета автономного округа за прошедший финансовый год.
 
Основными задачами бюджетной политики округа являются: закрепление тенденции роста экономики, обеспечение сбалансированности бюджета, реалистичности и эффективного управления бюджетными средствами. Прогнозируемые объемы доходов консолидированного бюджета и бюджета автономного округа определяются исходя из основных показателей развития экономики округа на этот период, ожидаемой оценки по поступлению налоговых и других обязательных платежей в бюджет округа. Изменение структуры бюджетных доходов зависит от конкретных экономических условий развития страны и региона. Так, рост цен на нефть, а также увеличение налогооблагаемой базы в связи с инфляцией, увеличил долю налога на прибыль в консолидированном бюджете округа с 42,7% по ожидаемой оценке 2000 года до 45,0% в 2001 году, обеспечив ему первое место по значимости.
 
Бюджетная политика в области расходов направлена на совершенствование структуры расходов бюджета, проведение оптимальной политики расходования имеющихся у округа финансовых ресурсов и их направления на решение приоритетных по значимости проблем. Одно из основных преимуществ формирования консолидированного бюджета округа – прозрачность бюджета, применение единого, условного норматива по ряду статей затрат на единицу сети, что в конечном итоге позволяет все территории поставить в равные условия.
 
Бюджетные взаимоотношения автономного округа и муниципальных образований отличаются от регулирования данного вопроса иными субъектами Российской Федерации. В большинстве их них до 70-80 процентов финансов концентрируются в области, крае, республике. В Ханты-Мансийском автономном округе, наоборот, концентрируется около 30 процентов налоговых поступлений, а большая часть остается на местах. Муниципальным образованиям оказывается финансовая помощь в виде дотаций, субвенций. Одним из принципов регулирования межбюджетных отношений на уровне автономного округа является стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований на бездефицитное исполнение местных бюджетов. В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов, принято решение направлять часть сверх плановых поступлений в бюджет автономного округа в бюджеты муниципальных образований, обеспечивших эти сверхплановые поступления, в размере 25,0%. Причем в законе оговаривается на финансирование каких социально значимых для округа проблем эти средства направляются.
 
В последнее время финансовые ресурсы округа состояли из консолидированного бюджета округа и ряда внебюджетных фондов: Территориального дорожного фонда, Экологического фонда и других.
Ежегодно Думой рассматривались и утверждались бюджеты внебюджетных фондов, созданных на территории округа:
 
-  Окружного фонда обязательного медицинского страхования;
-  Государственного фонда занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу;
-  Экологического фонда Ханты-Мансийского автономного округа;
-  Территориального дорожного фонда автономного округа.
 
В установленном порядке рассматривались отчеты по их исполнению.
Принимались Законы на каждый финансовый год "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в окружной фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа", "О порядке использования платы за пользование водными объектами, поступающей в бюджетный территориальный фонд восстановления и охраны водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа". В 2000 году принят Закон "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа".
 
Бюджетный Кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с начала этого года, предусматривает обязательное включение в состав бюджетов всех денежных потоков государственных и муниципальных органов власти, за исключением государственных, утверждаемых федеральными законами. В связи с этим принято решение о формировании в составе бюджета автономного округа целевых бюджетных фондов аналогичного назначения. Общий объем всех целевых бюджетных фондов, учтенный в составе бюджета автономного округа на 2001 год, составляет почти половину всех финансовых средств.
 
Для нормального функционирования системы местного самоуправления в автономном округе необходима достаточная финансовая основа, которая смогла бы обеспечить местное самоуправление необходимыми ресурсами для решения вопросов местного значения. Думой в 1998 году был принят Закон "О финансово-экономической основе местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе". Согласно вышеназванному закону, формирование местного самоуправления базировалось на единых методологических подходах и социальных нормах, устанавливаемых федеральными органами государственной власти и автономного округа.
 
Для обеспечения деятельности местного самоуправления в бюджете автономного округа был создан фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществлялся в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности Ханты-Мансийского автономного округа.
 
В настоящее время, с введением в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации, некоторые нормы этого закона вступили в противоречие с действующим федеральным законодательством, в связи, с чем назрела необходимость в отмене этого закона. В декабре 2000 года депутаты Думы проголосовали за данное решение.
 
В числе законов, регулирующих порядок осуществления бюджетного процесса в автономном округе, Думой были приняты:
"О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа";
"О бюджетном фонде непредвиденных расходов Ханты-Мансийского автономного округа";
"О порядке формирования и использования средств регионального фонда поддержки досрочного завоза продукции в районы и населенные пункты автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов".
 
На территории автономного округа находятся населенные пункты, не обеспеченные автомобильными дорогами круглогодичного действия. Учитывая специфику округа, был принят Закон "О порядке формирования и использования средств регионального фонда поддержки досрочного завоза продукции в районы и населенные пункты автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов". Он определяет источники формирования и использования средств регионального фонда поддержки досрочного завоза продукции в районы и населенные пункты автономного округа.
 
Закон "О бюджетном фонде непредвиденных расходов Ханты-Мансийского автономного округа" был принят в 1997 году. Фонд создавался для финансирования расходов, которые могли непредвиденно возникнуть в течение года в связи с необходимостью финансирования тех расходов, которые не могли быть предусмотрены в бюджете автономного округа на очередной финансовый год. В настоящее время этот закон утратил силу как противоречащий положениям нового бюджетного законодательства Российской Федерации.
 
Бюджет развития является составной частью бюджета автономного округа, формируемой в составе капитальных расходов. Его средства направляются на осуществление государственной поддержки держателей инвестиционных проектов. Объем и направления расходования средств бюджета развития устанавливаются соответствующими законами Ханты-Мансийского автономного округа на очередной финансовый год. Осуществление государственной поддержки держателей инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития производится путем выдачи бюджетных кредитов, предоставления субвенций, бюджетных инвестиций и государственных гарантий третьим лицам.
 
Улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для инвесторов – приоритетная задача экономической политики округа.
 
С целью привлечения инвестиций в экономику автономного округа Думой были приняты Законы: "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа", "О государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) на территории Ханты-Мансийского автономного округа".
 
Данные законы направлены на развитие инвестиционной деятельности на территории автономного округа, повышение заинтересованности предприятий в увеличении производства товаров и услуг, активизацию привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий. По этому закону все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление инвестиционной деятельности. Поддержка инвестиционной деятельности на территории автономного округа осуществляется в форме: предоставления налоговых льгот, инвестиционных кредитов, поручительств и гарантий Правительства автономного округа, инвестиционного налогового кредита, прямого инвестирования за счет средств бюджета автономного округа и других. При этом одной из первостепенных задач является восстановление объемов инвестиций до уровня, достаточного для обновления физически и морально изношенных основных фондов.
 
В настоящее время осуществляется концептуальная переработка закона в связи с вступлением в действие Налогового и Бюджетного Кодексов Российской Федерации, так как возникла необходимость принципиально нового подхода к регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории автономного округа.
 
За последние годы из средств бюджета автономного округа выделено на возвратной, платной, срочной основе более 230 млн. рублей на реализацию 40 инвестиционных проектов организациям деревообрабатывающей, рыбной, нефтегазодобывающей, пищевой промышленности, транспорту и связи. Из проинвестированных 24 уже реализованы, в том числе в лесопромышленном комплексе:
 
-  деревообрабатывающее производство ОАО "Кондинский КЛПХ" (п. Междуреченский);
-  линия переработки горбыля и цех столярных заготовок ОАО "Советсклес" (г. Советский);
реконструкция деревообрабатывающего производства ОАО "Сургуттрансстрой" (г. Сургут);
-  фабрика мебельных щитов и столярных изделий ОАО ЛП "Юкон" (п. Мортка Кондинского района) и другие.
 
Необходимо отметить, что принятие вышеуказанных законов уже принесло свои результаты. Так, в соответствии с Законом "О государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) на территории автономного округа" оказана государственная поддержка реализации лизингового проекта "Разведка месторождений и попутная добыча золота", представленного разведочно-экспедиционным предприятием "Березовская", посредством осуществления лизинговых операций через Югорскую лизинговую компанию. В стадии подготовки находятся проекты приобретения основных средств для МУП "Югорсклес", производства углеродного сорбента ОАО "Балыклес" (г. Пыть-Ях). В связи с принятием вышеуказанных законов последовал приток инвестиций в добывающую, лесную, деревообрабатывающую отрасли.
 
Особое внимание уделяется налоговому законодательству. В 1997 году Думой автономного округа был принят Закон "О льготном налогообложении", который носил рамочный характер и устанавливал порядок предоставления льгот, обязанности и ответственность участников правоотношений по налоговым льготам. Дума автономного округа ежегодно принимала закон, в котором налоговые льготы предоставлялись на срок не более одного года и могли быть пролонгированы на следующий финансовый год только по представлению Правительства округа. Средства, высвободившиеся в результате предоставления налоговых льгот, должны были использоваться строго на цели, указанные в заявлении на получение льгот.
 
В декабре 2000 года Думой принят в окончательной редакции Закон "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе", который принципиально меняет подход к предоставлению льгот по налогам и сборам. Льготы предоставляются в целях повышения социальной защищенности населения, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера, развития социально-экономической инфраструктуры округа, обеспечения устойчивого экономического и финансового его развития, поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых на территории автономного округа.
 
Совершенно новый подход к предоставлению налоговых льгот в данном законе, в отличие от прежних, принимаемых ежегодно, состоит в том, что освобождаются от уплаты налогов финансовые средства, в пределах сумм фактически произведенных расходов. К таким расходам относятся средства на капитальные вложения, создание новых рабочих мест, повышение квалификации, переподготовку кадров и другие. Еще одно отличие – льготы предоставляются не на один финансовый год, а на весь период произведения расходов на вышеперечисленные цели.
 
Следует отметить, что деятельность Думы автономного округа в данной сфере не ограничивается исключительно предоставлением налоговых льгот. Ведется активная работа по совершенствованию системы упрощенного налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
 
С 1996 года на территории автономного округа действует Закон "Об установлении объекта обложения, ставок единого налога и годовой стоимости патента для субъектов малого предпринимательства".
 
С целью обеспечения благоприятных условий для развития мелких товаропроизводителей, повышения предпринимательской активности был принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе". Закон определяет основные направления, формы и методы государственной поддержки, оказываемой субъектам малого предпринимательства за счет средств бюджета автономного округа. Создаются льготные условия использования субъектами малого предпринимательства финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий.
 
Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач в отношении малого бизнеса.
В 1999 году Думой был принят Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в соответствии, с которым предприниматели уплачивают налоги по совершенно новой схеме. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки – 20,0% вмененного дохода, числа физических показателей, значения базовой доходности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к плательщикам этого налога. Введение единого налога на территории автономного округа обеспечивает два основных преимущества: минимизация бухгалтерской документации и сокращение ряда налогов, предусмотренных налоговым законодательством. Действие настоящего закона распространяется на налогообложение доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности только в сферах, указанных в законе.
Депутатами Думы автономного округа была тщательно проанализирована ситуация, предшествовавшая принятию данного закона, а также перспективы развития предпринимательства после его принятия.
 
Что касается реализации данного закона, то необходимо отметить, что после введения на территории автономного округа системы уплаты единого налога уменьшилось налогообложение юридических лиц и предпринимателей за счет снижения размеров платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Поступления в консолидированный бюджет автономного округа увеличились в среднем на 20 млн. рублей в квартал. Данное обстоятельство явилось своеобразным косвенным стимулированием развития предпринимательства, и, как следствие, создания рабочих мест и увеличения занятости населения.
 
Депутатами Думы второго созыва приняты законодательные акты автономного округа, облегчающие налоговое бремя предприятий. Принят Закон "О налоговой амнистии предприятий топливно-энергетического комплекса Ханты-Мансийского автономного округа".
 
В связи с тяжелым экономическим и финансовым состоянием предприятий Думой было принято постановление "О реструктуризации задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса автономного округа, образовавшейся на 1 января 1997 года". На одном из заседаний рассматривался вопрос "О реструктуризации задолженности предприятий по платежам в окружной бюджет Ханты-Мансийского автономного округа, образовавшейся на 1 января 1998 года".
 
В 1999 году был принят Закон "О реструктуризации задолженности организаций по платежам в бюджет автономного округа", который предусматривает порядок погашения задолженности организаций по основному долгу и штрафам в бюджет автономного округа, а также задолженности по пеням в течение нескольких лет на определенных условиях.
 
Дума автономного округа регулирует отношения между бюджетом автономного округа и местными бюджетами, распределение налоговых поступлений от наиболее крупных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких муниципальных образований. Примером тому является Закон "О распределении налоговых платежей предприятия "Тюменьтрансгаз" в бюджеты муниципальных образований на 1999 год", в соответствии с которым решением органов государственной власти округа распределены налоговые поступления от предприятия "Тюменьтрансгаз" между муниципальными образованиями городов Югорск и Белоярский, Октябрьским и Березовским районами.
 
Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований от платежей за право на добычу углеводородного сырья" который регулирует отношения, возникающие в связи с уплатой недропользователями платежей за добычу углеводородного сырья, закрепляет нормативы, определяет порядок распределения налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований от этих платежей.
 
Таким образом, законодательное регулирование вопросов экономики, налогов и финансов, постоянно находилось в сфере внимания депутатов Думы автономного округа, так как именно от правильного и последовательного проведения политики в данной сфере зависит жизнедеятельность округа и благосостояние его населения.