Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУМолодежный ПарламентПротиводействие коррупцииТелефонный справочникНовостиПостановления ДумыЗаседания Совета Думы



              

Заседания




Семья, материнство, отцовство, детство, опека, попечительство, воспитание

В социальной сфере было принято 60 Законов автономного округа. Вопросов семьи, материнства, отцовства и детства касается более 3,3% законов (см. таблицу № 2, диаграмму № 1).
 
В зоне особого внимания законодателей - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для защиты их интересов были внесены поправки в действующее законодательство и разработаны новые законодательные акты.
 
В течение года были внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах, порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
 
Установлен новый вид выплат в виде единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью, детей, оставшихся без попечения родителей). Порядок назначения и выплаты, основания для прекращения, приостановления выплаты денежных средств на содержание ребенка усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям, воспитателям детских домов семейного типа определяются Правительством автономного округа.
 
В соответствии с внесенными изменениями:
 
- назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) производятся в соответствии с федеральным законодательством;
- при устройстве ребенка на патронатное воспитание патронатный воспитатель имеет право на получение единовременного пособия в размере 8 000 рублей;
- в случае передачи двух и более детей в семью патронатного воспитателя единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.
 
В соответствии с пунктом 2 Закона, изложенным в новой  редакции, для назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка усыновитель, опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель, воспитатель детского дома семейного типа представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявление о назначении денежных средств с приложением следующих документов: копия документа, удостоверяющего личность получателя; копия свидетельства о рождении ребенка либо копия паспорта гражданина Российской Федерации (для детей старше 14 лет); копии документов, подтверждающих факт отсутствия родительского попечения над ребенком; копия документа о передаче ребенка на воспитание в семью получателя.
 
Закон дополнен пунктами 3 - 11 следующего содержания:
 
3. Назначение денежных средств на содержание ребенка осуществляется по решению органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в срок не позднее 15 дней со дня обращения получателя рассматривает его заявление, принимает решение о назначении либо об отказе в назначении выплаты денежных средств на содержание ребенка. Решение о назначении выплаты денежных средств на содержание ребенка либо о мотивированном отказе орган опеки и попечительства доводит до получателя в срок не позднее пяти дней со дня принятия решений. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на ребенка, переданного под опеку (попечительство), родители которого могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности.
 
4. Выплата получателю денежных средств на содержание ребенка производится со дня вынесения соответствующего решения, при этом производится компенсация выплаты денежных средств на содержание ребенка за период фактического его проживания с получателем, но не более чем за три месяца.
 
5. Органами опеки и попечительства денежные средства на содержание ребенка выплачиваются получателю ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца.
 
6. В случае, если ребенок обучается в образовательном учреждении начального, среднего, высшего профессионального образования, денежные средства на содержание ребенка выплачиваются при условии его совместного проживания с получателем. При этом получатель представляет справки по состоянию на 1 октября и 1 марта учебного года о том, что ребенок не находится на полном государственном обеспечении в соответствующем образовательном учреждении.
 
7. Денежные средства на содержание ребенка, не полученные получателем по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период.
 
8. Получатель обязан извещать орган опеки и попечительства о смене места жительства. При смене места жительства получателя в пределах территории автономного округа, за исключением патронатных воспитателей, назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производятся органом опеки и попечительства по новому месту жительства. При этом помимо документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, получатель представляет также решение органа опеки и попечительства по прежнему месту жительства о прекращении выплат. Выплата денежных средств по новому месту жительства производится со дня вынесения соответствующего решения органа опеки и попечительства с компенсацией выплаты денежных средств на содержание ребенка со дня вынесения решения о прекращении выплат органом опеки и попечительства по прежнему месту проживания, но не более чем за три месяца.
 
9. Выплата денежных средств на содержание ребенка прекращается по следующим основаниям: отмена либо прекращение действия документа о передаче ребенка в семью получателя; достижение ребенком совершеннолетия, за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи; вступление несовершеннолетнего в брак; объявление несовершеннолетнего эмансипированным; устройство ребенка на полное государственное обеспечение в соответствующие учреждения; переезд усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя на временное место жительства за пределы автономного округа на срок более одного года; переезд патронатного воспитателя на постоянное место жительства за пределы соответствующего муниципального образования автономного округа.
 
10. Прекращение выплаты денежных средств на содержание ребенка осуществляется на основании решения органа опеки и попечительства.
 
11. О прекращении выплаты денежных средств орган опеки и попечительства письменно извещает получателя в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения.
 
В марте внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
 
В соответствии с внесенными изменениями обучающиеся, воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении автономного округа или муниципальных образований, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством автономного округа, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 5 000 рублей.
 
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в приемных семьях, по окончании ими общеобразовательных учреждений обеспечиваются органами опеки и попечительства одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством автономного округа, а также единовременным пособием в размере не менее 5 000 рублей.
 
В соответствии с внесенной поправкой, органы опеки и попечительства по заявлению законного представителя ребенка вправе взамен одежды и обуви выдавать или перечислять в качестве вклада на имя выпускника в кредитную организацию соответствующую денежную компенсацию в размерах, необходимых для приобретения указанных одежды и обуви.
 
Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся выпускниками образовательных учреждений, находящихся в ведении автономного округа или муниципальных образований, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством автономного округа, либо по заявлению указанной категории детей данные учреждения вправе взамен одежды и обуви выдавать или перечислять в качестве  вклада на имя выпускника в кредитную организацию соответствующую денежную компенсацию в размерах, необходимых для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также обеспечиваются единовременным денежным пособием в размере не менее 5 000 рублей.
 
В течение года были внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре".
 
Уточнен круг лиц, имеющих право на назначение и выплату ежемесячных и единовременных пособий из средств бюджета автономного округа, установленных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2004 № 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
 
В частности, пункт 2 статьи 2 изложен в следующей редакции:
 
2. Пособия, определенные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением ежемесячного пособия на ребенка (детей), устанавливаются гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
 
Данные виды пособий носят заявительный характер и устанавливаются одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на проживающего совместно с ним ребенка (детей).
 
Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
 
Кроме того, статья 2.3 Закона дополнена условиями, при которых назначается пособие по уходу за ребенком от полутора до трех и от трех до четырех лет в случае необеспеченности местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо в случае невозможности посещения ребенком данного учреждения по медицинским показаниям.
 
Введены три новых вида пособий: единовременное пособие при рождении первого ребенка в течение двух лет после регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (начало действия нормы 01.01.2008); единовременное пособие при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательного учреждения (начало действия нормы 01.01.2009); единовременное пособие при рождении ребенка (детей) гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера (начало действия нормы 01.04.2008).
 
Кроме того, Законом предусмотрена индексация ряда видов  пособий, выплата которых носит ежемесячный и единовременный характер; унифицирован размер единовременного пособия, выплачиваемого при многоплодных родах в размере 15 000 рублей на каждого ребенка; предоставлено право на получение ежемесячного социального пособия  детям, потерявшим кормильца, гражданам, получающим пенсию по случаю потери кормильца, независимо от системы пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; установлены условия выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет гражданам, проживающим в автономном округе, по аналогии с федеральным законодательством.
 
Подпункт 1 пункта 2 статьи 3 «Меры социальной поддержки многодетных семей» дополнен абзацем, уточняющим количество жилых помещений, на которые предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям; из пункта 3 статьи 4 «Охрана здоровья семьи» настоящего Закона  исключена категория граждан «беременные женщины», т.к. аналогичная норма действует в отношении указанной категории в приоритетном национальном проекте «Здоровье» и обеспечивается из средств федерального бюджета.
 
На 15 заседании принята целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008–2010 годы", целью которой является создание условий для повышения уровня рождаемости и увеличения количества населения, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Сроки реализации Программы – 2008–2010 годы.
 
Основными мероприятиями Программы являются:
 
1) подпрограмма "Повышение рождаемости и укрепление семейного статуса жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
2) подпрограмма "Сокращение смертности и рост продолжительности жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры";
3) подпрограмма "Содействие регулированию миграции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
Общий объем финансирования Программы на 2008–2010 годы за счет средств бюджета автономного округа составляет 594 528  тыс. рублей, в том числе на 2008 год – 49 344 тыс. рублей, на 2009 год – 267 240 тыс. рублей, на 2010 год – 277 944 тыс. рублей.
 
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) повышение суммарного коэффициента рождаемости (среднего числа детей, рожденных одной женщиной) до 1,7–1,8;
2) увеличение абсолютного числа родившихся на 10–12%;
2) повышение общего коэффициента рождаемости (число родившихся на 1 000 населения) до 14,4–14,6;
3) увеличение продолжительности жизни до 64,4 года для мужчин и 75,2 года для женщин;
4) сокращение  смертности до 460 мужчин и 104 женщин на 100 000 трудоспособных лиц в возрасте 20–39 лет; до 1 118 мужчин и 362 женщин на 100 000 трудоспособных лиц в возрасте 40–59 лет;
5) увеличение постоянно проживающего населения автономного округа до 22 %;
6) удовлетворение потребности автономного округа в трудовых ресурсах за счет увеличения трудовой миграции из регионов Российской Федерации до уровня 80 000–90 000 человек в год.
 
В 2007 году были внесены изменения в вышеуказанную Программу.
 
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета автономного округа осталсяся прежним и составил – 594 528 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год – 49 344 тыс. рублей; 2009 год – 267 240 тыс. рублей; 2010 год - 277 944 тыс. рублей. Данные показатели соответствуют Закону о бюджете автономного округа на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов.
 
В целях более эффективного расходования бюджетных средств по Программе, изложены в новой редакции названия разделов и мероприятий подпрограмм. Усовершенствована структура Программы путем исключения некоторых мероприятий подпрограмм, а так же перенесены мероприятия из одного раздела в другой. Утверждены новые мероприятия Программы в соответствии с протокольным решением № 5 от 08.10.2007 Координационного Совета по вопросам демографической политики автономного округа. Произведено перераспределение объемов финансирования программы внутри её мероприятий в соответствии с их освоением.