Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУПротиводействие коррупцииМолодежный ПарламентНовостиПостановления ДумыЗаседания Совета ДумыТелефонный справочник



              

Заседания




Государственно-правовое устройство

Из таблицы № 2 и диаграммы № 1 видно, что 45 или 21,1% от общего числа принятых законов направлены на совершенствование законодательства в сфере государственно-правового устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
 
Устав
 
В связи с изменением федерального законодательства на протяжении 2007 года в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были внесены поправки.
 
Пункт 2 статьи 8 Устава автономного округа после слова "соглашениями" дополнен словами" а также законами автономного округа". Данная поправка вызвана внесением изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". С 1 января 2006 года полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются не только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, но также законами субъектов Российской Федерации.
 
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок выдвижения кандидатов и проведения выборов устанавливается не только законами субъектов Российской Федерации, но и федеральным законодательством. На основании этого пункт 3 статьи 23 Устава автономного округа после слова "устанавливается" дополнен словами "федеральным законодательством".
 
Подпункт 6 пункта 3 статьи 29 Устава автономного округа после слов "(паями, акциями)" дополнен словами "автономного округа", в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом № 184-ФЗ.
 
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее, чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Соответствующие изменения внесены в Устав автономного округа.
 
Замена в абзаце первом пункта 2 статьи 34 Устава автономного округа слов "с письменно оформленным распределением обязанностей" словами "правовым актом Губернатора автономного округа о распределении обязанностей" вызвана устранением противоречий Устава автономного округа и Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" и направлена на уточнение порядка наделения лиц, указанных в Уставе, правами временно исполняющих обязанности Губернатора.
 
В связи с тем, что лицом, временно исполняющим обязанности Губернатора автономного округа, может быть не только Председатель Правительства или заместитель Председателя Правительства, но и вице-губернатор автономного округа, в абзаце втором пункта 2 статьи 34 Устава автономного округа исключены слова "(Председатель Правительства автономного округа или заместитель Председателя Правительства автономного округа)", и тем самым указано, что любое должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора автономного округа, не имеет права распускать Думу автономного округа, вносить предложения о назначении референдума автономного округа, а также вносить предложения о поправках в Устав автономного округа.
 
Внесены изменения в части уточнения случаев досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Подпункты 1 и 8 статьи 35 пункта 1 изложены в новой редакции:
 
- его отставки по собственному желанию;
- утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
 
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица. Соответственно, в пункте 3 статьи 38 Устава автономного округа слова "является юридическим лицом" заменены словами "обладает правами юридического лица".
 
Подпункт 2 пункта 2 статьи 40 Устава автономного округа после слова «порядка» дополнен словами "противодействию терроризму и экстремизму" для приведения подпункта в соответствие с Федеральным законом № 184-ФЗ.
 
В рамках реализации Программы проведения административной реформы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2006-2008 годы, которая предусматривает формирование новых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа в целях повышения качества и эффективности их деятельности, на 16 заседании внесена поправка, в соответсвтии с которой Правительство автономного округа вправе отменять акты органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Кроме того, законодательство (систему нормативных правовых актов) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляют приказы исполнительных органов государственной власти автономного округа.
 
В соответствии с поправкой, принятой на восемнадцатом заседании, Дума Югры созывается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов автономного округа.
 
Население
(гражданство, иностранцы, миграция, репрессированные)
 
В апреле 2007 г. принята программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Содействие добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007–2012 годы, целью которой является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Югру соотечественников, проживающих за рубежом, для привлечения в социальную сферу (здравоохранение, образование) автономного округа высококвалифицированных специалистов.
 
Общий объем финансирования Программы на 2007–2012 годы за счет средств бюджета автономного округа составляет 479 775,7 тыс. рублей, в том числе на 2007 год – не требуется финансирования, на 2008 год – 40 807 тыс. рублей, на 2009 год – 109 055,7 тыс. рублей, на 2010 год – 109 490,3 тыс. рублей, на 2011 год – 109 959,2 тыс. рублей, на 2012 год – 110 463,5 тыс. рублей. Ежегодные объемы финансирования Программы за счет средств бюджета автономного округа определяются в соответствии с утвержденным бюджетом автономного округа на соответствующий финансовый год. Сроки реализации Программы – 2007-2012 годы.
 
Координацию работы по реализации Программы осуществляет Департамент занятости населения автономного округа.
 
В результате реализации Программы ожидается увеличение миграционного прироста населения автономного округа за счет прибытия на постоянное место жительство 1 084 соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение в учреждения здравоохранения и образования автономного округа 271 специалиста высокой квалификации; повышение качества услуг в области здравоохранения и образования, предоставляемых населению автономного округа.
 
Права, свободы, обязанности граждан
 
На 16 заседании внесены изменения в статью 16-2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об Уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" в целях приведения его в соответствие с нормами Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 октября 2005 года №89-оз «О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а также установления единого подхода пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности автономного округа.
 
Законом изменено ограничение размера среднемесячной заработной платы, из которой исчисляется размер пенсии за выслугу лет, заменив ограничение в 0,8 среднего заработка на 0,8 месячного денежного содержания. Кроме того, Закон дополнен нормой, раскрывающей состав месячного денежного содержания, применяемого в целях исполнения соответствующих законов, то есть, в том числе и для расчета пенсии за выслугу лет.
 
Месячное денежное содержание состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; 3,8 ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
 
Внесены изменения в статью 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об Уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". В подпункте 3 пункта 1 статьи 12 Закона исключены слова "суд или". Таким образом, Уполномоченный по правам человека лишается права обращения в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
 
Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы
 
В 2007 году были приняты 3 окружных Закона, направленных на защиту прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития своей национально-культурной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
 
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" на 2008–2012 годы".
 
Данным Законом органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа наделяются отдельным государственным полномочием по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008–2012 годы.
 
Участие органов местного самоуправления автономного округа в реализации программы осуществляется посредством выполнения ими следующих мероприятий:
 
1) оказание материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям) из числа коренных малочисленных народов Севера;
2) оказание мер поддержки по обустройству быта молодых специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, выезжающих на работу в места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;
3) приобретение медицинских наборов (аптечек) первой доврачебной помощи для граждан (семей), проживающих на участках территорий традиционного природопользования.
 
Для осуществления предусмотренного данным Законом отдельного государственного полномочия по участию в реализации Программы бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета автономного округа передаются денежные средства в виде субвенции из регионального фонда компенсаций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период. Органам местного самоуправления запрещается использование на другие цели финансовых средств, полученных на осуществление переданного им отдельного государственного полномочия по участию в реализации Программы.
 
Принята программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2008-2012 годы».
 
Целью Программы является создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Югре на принципах самообеспечения и на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, сохранения и защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни.
 
Сроки реализации Программы: 2008–2012 годы.
 
Программа состоит из двух подпрограмм. Основными мероприятиями первой  подпрограммы "Информационно-методическое и организационное обеспечение решения вопросов по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" являются:
 
1) формирование системы мониторинга и анализа социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов;
2) формирование нормативных правовых актов в области  социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов.
 
Основными мероприятиями второй подпрограммы "Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" являются:
 
1) поддержка организаций, осуществляющих деятельность, основанную на традиционном хозяйствовании и промыслах коренных малочисленных народов;
2) развитие территорий компактного проживания и традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов;
3) целевая подготовка национальных кадров;
4) социальная защита и укрепление здоровья коренных малочисленных народов;
5) сохранение традиционной культуры, развитие национального творчества и искусства коренных малочисленных народов.
 
Общий объем финансирования Программы на 2008-2012 годы за счет средств бюджета автономного округа составляет 1 639 885,0 тыс. рублей, в том числе на 2008 год – 232 699,0 тыс. рублей, на 2009 – 258 248 тыс. рублей, на 2010 год – 282 102 тыс. рублей, на 2011 – 404 292 тыс. рублей, на 2012 – 462 544 тыс. рублей.
 
Внесена поправка в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2002–2007 годы", в соответствии с которой уменьшены расходы на Программу в 2007 году в сумме 105 611 тыс. рублей по причине не освоения финансовых средств в текущем году.
 
Референдум, выборы, избирательная система
 
В целях приведения норм законодательства автономного округа в соответствие с нормами федерального законодательства на четырнадцатом заседании Думы был принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о выборах", который внес соответствующие поправки в следующие Законы автономного округа: «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; «О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре населением», «О местном референдуме».
 
На пятнадцатом заседании Думы внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" с целью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
 
Законодательная власть, статус депутата
 
В марте 2007 года внесены поправки в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Внесение изменений связано с необходимостью приведения данного Закона в соответствие с нормами федерального законодательства и законодательства автономного округа.
 
В связи с тем, что компетенция Думы автономного округа устанавливается не законодательством, а законами автономного округа, в пункте 1 статьи 3 Закона после слов "Уставом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" слово "законодательством" заменено словом "законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
 
Основные полномочия Думы, закрепленные в абзаце 6 статьи 5 Закона, дополнены отсылочной нормой на Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так как полномочия Думы автономного округа устанавливаются не только в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа, но и с Уставом (Основным законом) автономного округа.
 
Для приведения Закона в соответствие с Федеральным законом от 12 июля 2006 года  № 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти", вносящим изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в пункт 4 статьи 18 действующего Закона внесены следующие изменения:
 
- депутаты Думы, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Думе, входят в депутатские объединения (во фракции), включающие в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. В депутатские объединения могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам;
- депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Думе, не вправе выйти из депутатского объединения, в котором он состоит в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий в депутатское объединение, может быть членом только той политической партии, в депутатское объединение которой он входит. В соответствии с федеральным законом несоблюдение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. Замещение образовавшихся в этих случаях вакантных депутатских мандатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
 
В пункте 1 статьи 19.1 действующего Закона слова "с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и" заменены словом "со", так как в Уставе (Основном законе) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ничего не говорится о постоянных комиссиях Думы автономного округа.
 
Для учета мнения депутата Думы автономного округа, в случае невозможности его присутствия на заседании комиссии по уважительной причине, Закон дополнен положением об использовании доверенности для голосования от его имени другому депутату – члену комиссии Думы автономного округа.
 
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» внесены изменения в статью 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части ограничений, связанных с депутатской деятельностью, а именно пункт 2 дополнен предложением следующего содержания: «При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».
 
Кроме того, статья 12 вышеназванного Федерального закона была дополнена новым пунктом следующего содержания: «Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации». Во исполнение вышеуказанных положений федерального законодательства аналогичное изменение внесено в статью 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
 
На 16 заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наказах избирателей депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", внесенный депутатской фракцией «Единая Россия».
 
Закон закрепляет организацию работы по выполнению наказов избирателей, данных депутатам Думы Югры, как одну из форм выражения и реализации воли и интересов населения, непосредственного участия граждан в управлении делами автономного округа и общества, укрепления связи Думы автономного округа с населением. Наказами избирателей являются обобщенные депутатом Думы автономного округа, предложения по вопросам экономического, социального развития автономного округа, удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей автономного округа, полученные от избирателей или одобренные собраниями избирателей в период предвыборной кампании и в течение всего созыва, утвержденные Думой Югры.
 
Законом установлено, что наказы избирателей учитываются Правительством автономного округа при составлении проекта бюджета автономного округа на соответствующий финансовый год. Контроль за выполнением наказов избирателей осуществляется Думой автономного округа.
 
Внесены изменения в статью 33 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в целях приведения его в соответствие с нормами Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 октября 2005 года № 89-оз «О государственных должностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а также установления единого подхода пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
 
Законом изменено ограничение размера среднемесячной заработной платы, из которой исчисляется размер пенсии за выслугу лет, заменив ограничение в 0,8 среднего заработка на 0,8 месячного денежного содержания. Кроме того, Закон дополнен нормой, раскрывающей состав месячного денежного содержания, применяемого в целях исполнения соответствующих законов, то есть, в том числе и для расчета пенсии за выслугу лет.
 
Месячное денежное содержание состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; 3,8 ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
 
Внесены изменения в статью 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Установлено, что Дума автономного округа созывается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы Югры, правомочное заседание Думы проводится не реже одного раза в три месяца.
 
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", который устанавливает гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Югре.
 
Исполнительная власть
 
В первом полугодии 2007 года внесен ряд изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Внесение изменений в действующий Закон направлено на приведение его в соответствие с последними изменениями, внесенными в федеральные законы.
 
В частности, на 16 заседании изменено ограничение размера среднемесячной заработной платы, из которой исчисляется размер пенсии за выслугу лет, заменив ограничение в 0,8 среднего заработка на 0,8 месячного денежного содержания. Кроме того, Закон дополнен нормой, раскрывающей состав месячного денежного содержания, применяемого в целях исполнения соответствующих законов, то есть, в том числе и для расчета пенсии за выслугу лет.
 
Месячное денежное содержание состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; 3,8 ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
 
На 15 заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в статью 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа − Югры "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа − Югры". Законом внесено изменение, в соответствии с которым Правительство, при установлении предельной численности работников образуемых им исполнительных органов государственной власти, вправе принимать распоряжения, разрешающие руководителям исполнительных органов государственной власти автономного округа в случаях сокращения штатной численности (в том числе вакантных должностей) направлять образовавшуюся экономию средств на выплату премий в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа − Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа − Югры».
 
На 16 заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Данным Законом предусмотрено дополнение в существующую систему исполнительных органов государственной власти автономного округа новых исполнительных органов государственной власти автономного округа - министерств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определение их места и функций в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также уточнения функций и наименований действующих исполнительных органов государственной власти автономного округа.
 
Введение этих органов позволит продолжить, в условиях проводимой административной реформы, структурную и функциональную перестройку исполнительных органов государственной власти автономного округа в целях повышения эффективности их работы.
 
Судебная власть
 
Внесены изменения в статью 18-1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об Уставном Суде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры". Изменено ограничение размера среднемесячной заработной платы, из которой исчисляется размер пенсии за выслугу лет, заменив ограничение в 0,8 среднего заработка на 0,8 месячного денежного содержания. Кроме того, Закон дополнен нормой, раскрывающей состав месячного денежного содержания, применяемого в целях исполнения соответствующих законов, то есть, в том числе и для расчета пенсии за выслугу лет.
 
Месячное денежное содержание состоит из: ежемесячного денежного вознаграждения; 3,8 ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
 
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". В соответствии с федеральными законами «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в Югре будут созданы 74 судебных участка и соответствующее им число должностей мировых судей, которые будут распределены по административно-территориальным единицам автономного округа.
 
Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", в соответствии с которым мировой судья по его заявлению может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, на другой судебный участок без заключения квалификационной коллегии судей на период до истечения срока полномочий, установленного постановлением Думы автономного округа о последнем назначении его мировым судьей. В случае изменения границ, наименований, номеров судебных участков Дума Югры по заявлению мирового судьи и на основании Закона автономного округа "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" рассматривает вопрос о назначении его на соответствующий  судебный участок на период до истечения срока полномочий, определенного постановлением Думы автономного округа.
 
Правотворческая деятельность, нпа
 
В 2007 году был внесен ряд изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры".
 
Для устранения несоответствия между нормами законов автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и Уставом автономного округа, определяющим субъектов права законодательной инициативы в Думе автономного округа, перечень дополнен следующими субъектами правотворческой инициативы: депутатская фракция, комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера.
 
Также в перечень правотворческих органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включены исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Кроме того, перечень нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры дополнен соответствующими актами исполнительных органов государственной власти автономного округа, установлены отдельные положения о приказах исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
 
Местное самоуправление
 
Анализ показал, что 16 законов или 7,5% от общего их числа направлены на регулирование сферы местного самоуправления (см. таблицу № 2).
 
В марте принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по проведению аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений на первую и вторую квалификационные категории". Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа наделены отдельным государственным полномочием по проведению аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений на первую и вторую квалификационные категории.
 
Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, будет осуществляться в виде субвенций в объеме, предусмотренном Законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год. Установлена методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления вышеназванного полномочия.
 
В целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на 15 заседании Думы был принят ряд Законов по разграничению имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями автономного округа и входящими в его состав сельскими поселениями.
 
На 16 заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".
 
Данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об административных правонарушениях" определяет порядок создания и деятельности административных комиссий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по созданию административных комиссий.
 
Субвенции из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляются на создание и обеспечение деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах с численностью населения: до 45 тысяч человек – на одну комиссию; от 45 до 100 тысяч человек – на две комиссии; от 100 до 200 тысяч человек – на три комиссии; более 200 тысяч человек – на четыре комиссии.
 
Количество административных комиссий в муниципальном районе, городском округе определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а выделенные в соответствии с настоящей нормой и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ставки работающих на освобожденной основе секретарей административных комиссий могут использоваться для обеспечения работы одной административной комиссии.
 
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
 
Данный Закон в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
 
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
 
Органы местного самоуправления автономного округа на неограниченный срок наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:
 
1) по организации систематического выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по осуществлению контроля условий содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при всех формах устройства;
3) по защите прав и интересов несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) по защите прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных, а также признанных судом безвестно отсутствующими совершеннолетних граждан.
 
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется в виде субвенций в объеме, предусмотренном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
 
Внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей и перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", в частности в перечень труднодоступных и отдаленных местностей в Югре отнесены поселки Банный, Песчаный.
 
На семнадцатом заседании Думы принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году". Закон определяет на 2008 год порядок решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в переходный период, установленный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
 
Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  "О порядке передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят поселения".
 
Порядок разграничения имущества между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальными районами, в границах которого они образованы, был установлен Законом автономного округа от 5 октября 2007 года № 116-оз "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году".
 
В связи с изменениями федерального законодательства установлен иной порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения. В соответствии с Законом, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами автономного округа, принимаемыми Правительством или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Югры по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
 
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют подготовку проекта решения представительного органа муниципального района, в который входят перечни имущества, подлежащего передаче. Указанные перечни направляются в соответствующие поселения для согласования. Представительный орган поселения принимает одно из двух видов решений: о согласовании представленного перечня передаваемого имущества; о внесении изменений в представленный перечень передаваемого имущества. Решение о внесении изменений, в представленный перечень передаваемого имущества, направляется в органы местного самоуправления муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района направляют уточненные и доработанные перечни в представительный орган поселения для принятия решения о согласовании перечня передаваемого имущества.
 
Представительный орган поселения направляет решение о согласовании представленного перечня передаваемого имущества в органы местного самоуправления муниципального района. На основании решений поселений о согласовании представленных перечней передаваемого имущества, представительный орган муниципального района принимает решение об утверждении предложений о разграничении имущества, которое направляется в Правительство Югры или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа в печатном варианте (в прошнурованном и пронумерованном виде) и на электронном носителе. К решению представительного органа муниципального района прилагаются также решения поселений о согласовании перечней передаваемого имущества. Кроме указанных документов орган, принимающий правовой акт о разграничении имущества, может запросить у органов местного самоуправления муниципальных образований иные документы.
 
Федеральными законами от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены формулировки вопросов местного значения поселений, установленные статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Аналогичные поправки внесены в подпункты 4 и 27 пункта 1 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году".
 
Внесены изменения в статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Закон принят с целью оптимизации расходов бюджета автономного округа на содержание нормативной численности персонала служб муниципальных образований, занимающихся выплатой субсидий населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С этой целью уточняется методика расчета данных расходов путем изменения отдельных формул расчета субвенций.
 
Награды, почетные звания, знаки
 
Внесены изменения в статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" с дополнением двух почётных званий:
 
- «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
- «Заслуженный энергетик Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
 
Кроме того, внесено изменение, в соответствии с которым Почетное звание «Лауреат Премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» будет присваиваться за вклад в развитие традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов Севера.