Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУПротиводействие коррупцииМолодежный ПарламентПостановления ДумыЗаседания Совета ДумыТелефонный справочникНовости



              

Заседания




Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 декабря 2008 г. N 148-оз "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
10 декабря 2008 года


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ).

 

Статья 1. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.

 

Статья 2. Органы опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также по патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, наделяются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы опеки и попечительства), определяемые Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Задачами органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры помимо установленных федеральным законодательством являются:

1) профилактика социального сиротства;

2) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) участие в оказании психолого-педагогической, социально-правовой, социально-методической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

 

Статья 4. Полномочия Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству

1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:

1) принятие законов в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

3) иные полномочия, закрепленные за законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

2. К полномочиям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:

1) определение структуры органов опеки и попечительства;

2) принятие нормативных правовых актов в пределах установленной компетенции;

3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

3. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:

1) управление в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

2) формирование и обеспечение исполнения бюджета автономного округа в части расходов на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

3) принятие нормативных правовых актов (если иное не установлено законодательством Российской Федерации), устанавливающих:

порядок выдачи направлений для помещения под надзор детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа;

порядок помещения в организации под надзор совершеннолетних недееспособных граждан;

порядок участия органов опеки и попечительства в деятельности по профилактике социального сиротства, порядок содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона;

порядок назначения помощников совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

порядок выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных;

порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

абзац утратил силу с 8 июля 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 июня 2019 г. N 43-оз

порядок формирования и ведения реестра жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

абзац утратил силу с 10 марта 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 февраля 2019 г. N 14-оз

порядок выдачи направлений для временного помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа;

4) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа.

 

Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

1. К полномочиям органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

10.1) разработка и утверждение программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;

10.2) организация подготовки граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в соответствии с утвержденной программой;

10.3) организация подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;

12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, отобранием ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

13) назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

14) осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством;

15) осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;

16) направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;

17) дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях, установленных федеральным законодательством;

18) защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

19) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом;

20) утратил силу;

21) дача в установленном порядке согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших возраста пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

22) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

23) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

24) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены;

25) разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

26) разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством;

27) дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

28) участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством;

29) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством;

30) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников;

31) сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;

32) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством;

33) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещении в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

34) дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством;

35) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей;

36) выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством;

37) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

37.1) участие при производстве дел в сфере уголовно-процессуального законодательства, административного законодательства в случаях, установленных федеральным законодательством;

37.2) организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

37.3) дача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина;

37.4) ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, недееспособных граждан;

37.5) заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства;

37.6) выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов;

37.7) информирование граждан через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средства массовой информации о возможности стать опекунами либо усыновить ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, порядке установления опеки (попечительства) и усыновления, а также о детях, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в установлении над ними опеки (попечительства) либо могут быть усыновлены (производная информация);

37.8) прием граждан, выразивших желание стать опекунами или усыновить ребенка (детей);

37.9) выдача направлений для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) в случаях, установленных федеральным законодательством;

37.10) организация и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей);

37.11) выдача разрешений (согласий) на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время в случаях, установленных федеральным законодательством;

37.12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка (детей) в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка (детей) в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

37.13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

37.14) осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

37.15) формирование в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, из списка и формирование сводного списка по автономному округу;

37.16) включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в автономном округе в связи со сменой места жительства и исключением из списка в другом субъекте Российской Федерации;

38) осуществление иных полномочий в отношении несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных лиц, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

2. К полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:

1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства;

2) содействие в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

4) формирование регионального банка данных приемных семей;

5) формирование реестра недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

6) ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

6.1) Утратил силу с 8 июля 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 июня 2019 г. N 43-оз

7) Утратил силу с 8 июля 2019 г. - Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 июня 2019 г. N 43-оз

8) формирование и ведение реестра жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

9) установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;

10) выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

11) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами (частью средств) Югорского семейного капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, установленных законом автономного округа.


Статья 6. Осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В. Филипенко



г. Ханты-Мансийск
22 декабря 2008 года
N 148-оз