Авторизация
Логин
Пароль

Законы и постановленияЗаседанияКомитеты и комиссияФракции в ДумеМультимедиаДепутатыОбращения гражданМСУМолодежный ПарламентПротиводействие коррупцииНовостиПостановления ДумыЗаседания Совета ДумыТелефонный справочник



              

Заседания




Решение (Дело № 3-1 14/2007)

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Дело № 3-1 14/2007

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
 
 
г. Ханты-Мансийск                                                 10 сентября 2007 года 
 

Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Лаптева Н.В., с участием помощника прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Чукоминой О.Ю., заявителя Медведчиковой К. А.,

представителей:

заявителя - Зеленской СИ. (нотариальная доверенность от 3 1.05.2007.);

Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Сирук А.А. (доверенность № 2763 от 16.07.2007.);

Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -Сысолятина М.П. (доверенность № АФ-ПП-55 от 15.11.2006.),

при секретаре Лукьянчик И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведчиковой Кристины Александровны о признании недействующим нормативного правового акта,

установил: 

7 апреля 2006 года Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издало постановление № 67-п «О Порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», которым утвержден Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы.

Текст постановления опубликован в сборнике «Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 28 апреля 2006 г. № 4, газете «Новости Югры» от 20-26 апреля 2006 г. № 43.

Постановление вступило в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования (п. 4 Постановления).

Медведчикова К.А. обратилась в суд с заявлением о признании пункта 2.9. Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006. № 67-п, недействующим с момента принятия данного Порядка.

Заявление мотивировано тем, что 30.11.2006. на основании норм главы 3 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 -2015 годы» семья Медведчиковой К. А. приобрела статус участника подпрограммы «Доступное жилье молодым». 19.01.2007. семья Медведчиковой К.А. была поставлена на регистрационный учет на получение жилищной субсидии. 03.04.2007. на основании п. 2.9 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, семья Медведчиковой К.А. была снята с регистрации на получение свидетельства.

Считает, что положения п. 2.9 Порядка нарушают право ее семьи на реализацию государственных гарантий, предусмотренных п. 1 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы».

Полагает, что Правительство Ханты-Мансийского автономного округа -Югры при утверждении Порядка вышло за пределы полномочий, предоставленных Законом ХМАО - Югры от 11.11.2005. № ЮЗ-оз, т.к. законодатель не предоставил право на установление оснований приобретения и прекращения установленных законом гарантий. Основания прекращения права на государственную поддержку, приобретенную в соответствие с требованиями закона, отсутствуют в законе.

Положения статей 2.6 и 2.9. Порядка Правительство поставили реализацию прав граждан на государственные гарантии в зависимость от наличия финансового обеспечения закона, что противоречит статье 15 Закона ХМАО — Югры от 25.02.2003. № 14-оз.

В судебном заседании заявитель Медведчикова К.А. заявление поддержала.

Представитель заявителя Зеленская СИ. заявление Медведчиковой К.А. поддержала и дала пояснения, соответствующие заявлению.

Представитель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Сысолятин М.П. пояснил, что Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не признало заявление Медведчиковой К.А. по следующим основаниям.

Постановление Правительства автономного округа от 07.04.2006. № 67-п принято в соответствии со ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005. № ЮЗ-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы».

Принято надлежащим органом в надлежащей форме в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2003 № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005. № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 -2015 годы» участниками подпрограммы 2 («Доступное жилье молодым») являются молодые семьи, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).

Полагает, что в силу закона государственная поддержка по указанной подпрограмме не может оказываться лицам, возраст которых превышает 30 лет.

В силу закона участие в программе это право.

Согласно пункту 2.6. Порядка, молодая семья становится участником программы, получив свидетельство о предоставлении субсидии из бюджета автономного округа при реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым».

Пункт 2.9. Порядка устанавливает порядок получения указанного выше свидетельства, и не регулирует непосредственную реализацию программы, непосредственно не устанавливает каких либо ограничений участникам программы, т.е. относится к порядку реализации.

Считает, что пункт 2.9. не содержит норм, противоречащих Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.1 1.2005. № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 -2015 годы».

Представитель Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сирук А.А. с заявлением не согласился и пояснил, что положения пункт 2.9. Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006. № 67-п, не ограничивают права граждан, предусмотренных Закону Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 11.11.2005. № ЮЗ-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы».

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить в части, суд приходит к следующему.

Так, в силу ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (п. 6 ст. 5 ЖК РФ).

В целях улучшения жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и создания рыночного механизма обеспечения жилыми помещениями граждан автономного округа был принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы» (в дальнейшем, Закон ХМАО от 11.11.2005. № 103-оз).

В соответствии с нормами статьи 9 Закона ХМАО от 1 1.11.2005. № 103-оз целью подпрограммы 2 является создание системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище.

Участниками подпрограммы 2 являются молодые семьи, в которых возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья) (п. 3 ст. 9 Закона ХМАО от 11.11.2005. № ЮЗ-оз).

Согласно пункту 12 статьи 10 Закона ХМАО от 1 1.11.2005. № ЮЗ-оз порядок реализации подпрограммы 2 определяется Правительством автономного округа.

7 апреля 2006 года Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издало постановление № 67-п «О Порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (в дальнейшем, Постановление Правительства от 07.04.2006. № 67-п).

8 соответствии с пунктом 2.9 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы (в дальнейшем, Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым»), утвержденного Постановлением Правительства от 07.04.2006. № 67-п, свидетельства выдаются в пределах суммы средств, выделенных соответствующему муниципальному образованию на финансовый год.

Молодые семьи или молодые специалисты, подавшие полный пакет документов на получение субсидии, в случае невозможности предоставления им свидетельства в связи с отсутствием денежных средств подлежат регистрации на получение свидетельства на следующий финансовый год. Достижение возраста (не превышает 30 ' лет), при котором утрачивается статус участника подпрограммы, является основанием для снятия молодой семьи или молодого специалиста с регистрации на получение свидетельства.

Анализируя приведенные нормы, суд пришел к мнению о том, что положение абз. 1 пункта 2.9 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», согласно которого «свидетельства выдаются в пределах суммы средств, выделенных соответствующему муниципальному образованию на финансовый год» соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно нормам статьи 12 Закона ХМАО от 11.11.2005. № 103-оз финансирование подпрограммы 2 осуществляется из средств бюджета автономного округа и внебюджетных источников.

Средства бюджета автономного округа на реализацию подпрограммы 2 ежегодно предусматриваются в бюджете автономного округа на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2006 г. № 122-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 год» установлено, что в расходах бюджета автономного округа на 2007 год предусмотрены средства в сумме 30.099.823 тыс. рублей на реализацию целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласно приложению 17 к настоящему Закону.

Как указано в перечне целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 года (приложение 17 к Закону ХМАО от 30.11.2006. № 122-оз), подпрограмма «Доступное жилье молодым» финансируется в 2007 году в размере 480 000 тыс. рублей.

В силу абз. 2 п. 6 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Отсутствует и противоречие между нормами пунктов 2.6. и 2.9. Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», поскольку п. 2.6. устанавливает основания к выдаче участнику программы свидетельства о предоставлении субсидии, а абз. 1 п. 2.9. - условия выдачи свидетельства.

Таким образом, Постановление Правительства автономного округа от 07.04.2006. № 67-п, которым утвержден Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», соответствует требованиям обеспеченности реализации предписаний акта (финансово-экономической, организационной и так далее), установленным ст. 15 Закона ХМАО от 25.02.2003. № 14-оз.

При этом, суд пришел к выводу о том, что положение абзаца 2 пункта 2.9. Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», согласно которому «достижение возраста (не превышает 30 лет), при котором утрачивается статус участника подпрограммы, является основанием для снятия молодой семьи или молодого специалиста с регистрации на получение свидетельства», фактически является основанием для прекращения нереализованного права молодых семей и молодых специалистов на государственную поддержку для осуществления ими права на жилище, предусмотренного нормами статьи 9 Закона ХМАО от 11.1 1.2005. № ЮЗ-оз.

Согласно статье 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 г. № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах своей компетенции на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа принимает постановления.

Учитывая, что законодатель передал в компетенцию Правительства автономного округа определение порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (п. 12 ст. 10 Закона ХМАО от 11.1 1.2005. № ЮЗ-оз), установление Правительством автономного округа основания для прекращения права, предусмотренного статьей 9 Закона ХМАО от 11.1 1.2005. № ЮЗ-оз, является превышением полномочий.

Поскольку Закон ХМАО от 11.11.2005. № ЮЗ-оз не устанавливает основания для прекращения права молодых семей и молодых специалистов на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, Постановление Правительства от 07.04.2006. № 67-п в указанной части противоречит данному закону.

Для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, органы государственной власти обязаны соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав и не могут осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводило бы к утрате их реального содержания.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной».

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ данное решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в

 

сборнике «Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» и газете «Новости Югры».

Руководствуясь ст.ст. 194-198, п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, 

решил

Заявление Медведчиковой Кристины Александровны удовлетворить частично.

• Признать недействующим абзац 2 пункта 2.9. Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п «О Порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», в части положения, согласно которому достижение возраста (не превышает 30 лет), при котором утрачивается статус участника подпрограммы, является основанием для снятия молодой семьи или молодого специалиста с регистрации на получение свидетельства, со дня принятия данного постановления.

В удовлетворении остальной части заявления Медведчиковой Кристины Александровны отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

 
Председательствующий:
В. Лаптев